Фотогалерея

Нажмите для увеличения



-= Оцените сайт =-

 Сойдёт...
 Не понравилось
 Чего-то не хватает
 Отлично!

 


Статья 3 УК РФ. Принцип законности

Статья 3 УК РФ. Принцип законности


Статья 2 Оглавление Статья 4

1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

КОММЕНТАРИИ

1. Принцип законности служит базой для законодательного конструирования УК и его применения на практике. В тексте ст. 3 сформулированы по сути дела три тезиса, имеющие важное теоретическое и практическое значение.

2. Первый тезис: нет преступления без указания закона («Nullum crimen sine lege») был провозглашен и активно отстаивался еще в XVIII веке представителями европейского Просвещения. В трудах Ш.Монтескье, Ч.Беккариа, К.А.Гельвеция, Д.Дидро и других подчеркивалось, что круг преступных деяний должен определяться известными населению законами, а не усмотрением должностных лиц. В тот период это было направлено против феодального произвола, но сохранило свое значение и для нашего времени.

В законодательстве первых десятилетий советской власти названный принцип по существу был нарушен. Уголовные кодексы 1922 и 1926 годов, хотя и содержали понятие преступления и перечни преступных деяний, но, во-первых, допускали применение аналогии, т.е. привлечение к уголовной ответственности за действия (бездействие), не указанные в Кодексе, если они были схожи с обозначенными в нем преступлениями. А во-вторых, допускалось привлечение к уголовной ответственности лиц, не совершивших конкретных преступлений, предусмотренных УК, но «опасных своими связями с преступной средой». Эти положения послужили базой для массовых политических репрессий периода культа личности Сталина.

Оба названных отступления от принципа законности были отменены. В ч. 2 рассматриваемой статьи прямо говорится, что применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это, в частности, означает, что появление на практике новых видов общественно-опасных деяний не может служить основанием для привлечения за них к уголовной ответственности, пока эти деяния не признаны преступлениями и не описаны в УК в соответствии с существующим порядком издания уголовных законов.

3. Второй тезис, содержащийся в ст. 3: нет наказания без указания закона («Nullum роепа sine lege»). Он вполне соответствует первому тезису, провозглашался и отстаивался вместе с ним просветителями - гуманистами и демократами и имеет не менее важное политико-правовое значение.

В двадцатые-сороковые годы в СССР этот принцип также грубо нарушался. По решениям органов ВЧК-ОГПУ-НКВД, вопреки Уголовному кодексу, направлялись в тюрьмы, лагеря, ссылку, высылку, подвергались смертной казни лица, не обвиненные вообще ни в каких преступлениях, например, родные и близкие «врагов народа», «кулаки» и члены их семей, позднее - военнослужащие, освобожденные из вражеского плена. В административном порядке были подвергнуты по сути дела уголовному наказанию - высылке - многие народы, проживающие на территории России.

4. Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выраженную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно-правовые последствия.

5. Значение принципа законности, сформулированного в рассматриваемой статье, не ограничивается сказанным. Распространяясь на весь Кодекс, включая его Общую и Особенную части, этот принцип также требует, чтобы:
а) содержание всех уголовно-правовых норм понималось в точном соответствии с текстом (т.е. не допускалось ни расширительное, ни ограничительное их толкование;
б) лицо, признанное виновным в совершении преступления (в том числе и отбывающее наказание), несло обязанности и пользовалось правами, установленными законом, а не какими-либо ведомственными инструкциями;
в) правовое положение лиц, с которых снята судимость, не подвергалось бы никакому ограничению по сравнению с положением несудимых граждан.

Эти и другие требования законности должны неуклонно соблюдаться в деятельности как законодательных, так и правоприменительных органов.