Фотогалерея

Нажмите для увеличения



-= Оцените сайт =-

 Сойдёт...
 Не понравилось
 Чего-то не хватает
 Отлично!

 


9. Полезные советы автомобилистам. Часть I (Статьи. Полезный материал для ознакомления)

9. Полезные советы автомобилистам. Часть I


Предыдущая статья: Высоковольтные провода зажигания. Подключение и устройствоОглавлениеСледующая статья: Полезные советы автомобилистам. Часть II


1. Аварийное торможение автомобиля
2. Вождение автомобиля в ночное время и при тумане
3. Движение во время дождя
4. Занос автомобиля
5. Обгон и встречный разъезд
6. Что делать, если отказали тормоза
7. Характерные ДТС водителю на заметку
8. Закончился бензин
9. Сел аккумулятор
10. Запуск двигателя зимой
1. Аварийное торможение автомобиля

Одна из самых острых критических ситуаций связана с отказом тормозной системы. Эта ситуация встречается чрезвычайно редко, так как современные автомобили оборудованы двухконтурной тормозной системой, при которой почти всегда исключается полный отказ. Но когда это всё же случается, тяжелые последствия неминуемы. Легковые автомобили "преклонного возраста" часто попадают в ситуации такого типа при разрыве тормозного шланга, дефекте колесного тормозного цилиндра и во многих других случаях, в том числе и таких, когда водитель не проверил уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

Хотя многие специалисты считают, что отказу тормозной системы предшествует ряд признаков, по которым можно спрогнозировать наличие дефектов (увод автомобиля при торможении, возникновение заноса, ослабление тормозного эффекта), чаще всего это явление вызывает стресс своей неожиданностью и остротой критической ситуации. Опытный водитель тотчас многократно повторяет тормозной импульс, пытаясь повысить давление в тормозной системе, неопытный - продолжает давить на тормозную педаль, доходя до шокового состояния, угнетающего двигательную деятельность. В некоторых случаях удается снизить скорость автомобиля даже малоэффективными приемами - торможением двигателем с включением понижающих передач, стояночным тормозом. Но чаще всего во избежание аварийной ситуации необходим нестандартный подход. Вариантами такого подхода могут быть торможение боковым соскальзыванием и торможение вращением автомобиля. Торможение вращением чрезвычайно эффективно из-за короткого остановочного пути. Механизм его связан с переводом поступательного движения во вращательное и снижением скорости за счет интенсивного бокового скольжения задних колес. Тормозной путь задних колес скручивается в спираль, и этим объясняется высокая тормозная динамика. Для того чтобы тормозить вращением, нужно выполнить последовательно три операции.

1. Создать начальный импульс вращения, который можно получить:
- включением и выключением стояночного тормоза на дуге поворота (повернуть колеса, начать поворот, заблокировать колеса);
- резким включением понижающей подачи при закрытом дросселе (повернуть колеса, резко включить понижающую передачу);
- контрсмещением (повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную вращению, начать поворот в другую сторону, резко "открыть газ"); - контрзаносом (вызвать любым из ранее названных приемов небольшой занос в сторону, противоположную вращению, перевести автомобиль в критический занос в направлении вращения).
2. Перейти в интенсивное вращение вокруг передних колес скольжением задних за счет их пробуксовки, вызываемой дросселированием. Для этого надо повернуть колеса на наибольший угол, резко довести частоту вращения коленчатого двигателя до максимальной, создав этим интенсивное буксование задних колес. Удерживать этот режим весь период вращения автомобиля на 180 градусов.
3. Перевести автомобиль во вращение вокруг задних колес скольжением передних при выключенном сцеплении.

Если не удалось полностью прекратить поступательное движение, то можно продолжить вращение, применив для этого операции 2 и 3 одно- или многократно до полной остановки автомобиля.
1. Если тормозная педаль дошла до пола, а торможения нет - не приходите в отчаяние. Попробуйте одним-двумя импульсами "оживить" тормозную систему и готовьтесь к худшему.
2. Попытайтесь снизить скорость всеми возможными способами: ручным тормозом, ударным включением понижающих передач, боковым скольжением.
3. Когда исчерпаны все возможности для снижения скорости, используйте вращение, если этот прием не создаст опасности для окружающих. Выполните разворот передним ходом, а затем "полицейский разворот" задним ходом. Продолжайте вращение до полной остановки автомобиля.
4. Если вы никогда не выполняли этот прием торможения, то и не пытайтесь его применять, так как последствия могут быть плачевными.

Часто новички выполняют торможение вращением непроизвольно, практически не понимая, как это происходит. А происходит это в большинстве случаев благодаря созданию предварительного импульса вращения резким торможением, опозданием реакции на занос и выключением сцепления во второй фазе вращения. Все эти действия позволяют самому автомобилю без помех выполнить разворот на 360 градусов. При этом гасится скорость движения.

Аварийное торможение может осуществляться стояночным тормозом, а также нетрадиционными способами, в том числе и контактным способом с использованием естественных и искусственных препятствий.

В аварийной ситуации, когда все возможности совершения экстренного маневра были исчерпаны и/или произошел отказ тормозной системы, большинство водителей из-за неумения и стресса прекращают управление. Однако пассивная безопасность конструкции современного автомобиля позволяет существенно снизить тяжесть последствий ДТП за счет деформации сминаемых частей кузова, таких как крылья, бампера, багажник.

При этом важно выбрать направление контакта, чтобы избежать удара "в лоб", поскольку из всех силовых элементов кузова лонжероны имеют максимальную продольную жесткость, вылета на полосу встречного движения и опрокидывания. Как водителю, так и пассажирам необходимо уметь быстро принимать безопасную позу для снижения последствий удара.
2. Вождение автомобиля в ночное время и при тумане

Вождение в ночное время связано с большой физиологической нагрузкой на водителя, вызывающей его быстрое утомление. Основными особенностями вождения в тёмное время суток является следующее. Сокращение расстояния видимости дорожной обстановке( ближний свет фар освещает дорогу до 50м., дальний 100м.), ослепление водителя светом фар встречных и попутно движущихся транспортных средств, неточное восприятие скорости движения, увеличение времени реакции водителя из-за повышенной утомляемости,оптические явления, искажающие обстановку вследствие неправильного или плохого освещения дороги и особенно на мокром асфальте. Поэтому во время движения в тёмное время суток от водителя требуется повышенные внимательность и осторожность. Стёкла кузова и фар должны быть чистыми.

При движении в темное время суток наибольшую опасность представляют пешеходы. Стоящий у дороги человек может находиться за пределами зоны вашей видимости особенно при встречном разъезде с автомобилем, поэтому на проезжей части он появится неожиданно для вас. Особое внимание нужно проявлять по отношению к детям: из-за небольшого роста они становятся заметными позже взрослого человека. Также особую опасность представляют пешеходы пожилого возраста, которые адекватно оценить обстановку на дороге не смогут.

Учитывая, что дальний свет фар встречного автомобиля, движущегося по внутренней кривой на повороте, способен ослепить водителя, движущего по внешней кривой, у которого свет фар направлен в сторону от дороги, поэтому водители должны переключать свет намного раньше.

При подьезде к вершине подьёма нужно снижать скорость, принимать в право и несколько раз переключить свет фар с дальнего на ближний и обратно для предупреждения встречных транспортных средств. Дистанция между автомобилями в ночное время, должна быть значительно увеличена. Водитель также не должен забывать и о явлениях адаптации, которые заключаются в том, что при увеличении силы света зрачки глаз сужаются, а приуменьшении - расширяются. Поэтому при разьезде со встречным транспортным средством водитель некоторое время ни чего не видит, ото представляет большую угрозу безопасности движения, поэтому водитель в случае его ослепления обязан, не менять полосу движения, снижать скорость вплоть до полной остановки автомобиля(включив аварийную сигнализацию).

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные огни. При их неисправности автомобиль необходимо убрать за пределы дороги, а если это невозможно водитель должен выставить на расстоянии 25-30м. позади автомобиля знак аварийной остановки.

При движении в условиях тумана включение обычных фар белого цвета не только не улучшает видимость, но, наоборот, ухудшает её. Поэтому на автомобиле целесообразно устанавливать две противотуманные фары с включением их совместно с габаритными огнями. Движение в густом тумане должна осуществляться на малой скорости, без обгона транспортных средств, внезапных остановок, с включенным освещением. Перед остановкой следует предупреждать сзади едущего водителя периодическим включением стоп сигнала путём нескольких нажатии на педаль тормоза.
3. Движение во время дождя

При движении во время дождя водитель должен помнить что ухудшается видимость (особенно в ночное время), уменьшается коэффицент сцепления шин с дорогой, увеличивается тормозной путь и появляется опасность гидропланирования. С особой осторожность нужно продолжать движение с началом дождя, когда поверхность дороги увлажняется, а пыль, которая на ней имеется, как бы образует маслянистую плёнку, делающую дорогу скользкой. Конечно, через какое-то время всё это смывается дождем, и движение становится более удобным и безопасным. В связи с этим водителю рекомендуется принимать меры предосторожности, к которым в первую очередь относятся: повышенное внимание, обязательное включение стеклоочистителя (при их неисправности прекратить движение), снижение скорости движения, увеличение дистанции.

Для избежания заноса торможение производить плавно и в начальный момент при включенной передаче и сцеплении. Места, сильно залитые водой, обьезжать или проезжать с малой скоростью, так как под водой могут быть глубокие выбоины, камни и т.п.

При движении во время сильного дождя со скоростью превышающей 80 км/час, может возникнуть явление гидропланирования, заключающееся в следующем. При большой скорости движения под передними колесами образуется водяной клин из-за того, что шины собирают перед собой воду.

При этом колёса иногда взбираются на водяную подушку, шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль в это время становится неуправляемым. Почувствовав такое явление, немедленно снизить скорость.

В дождь нужно увеличивать дистанцию, не ехать близко за другими машинами. Грязь из-под колес будет забрызгивать постоянно лобовое стекло. Не ездите быстро по лужам. Причин много:
- брызги могут лишить видимости;
- дорога может быть неровной под водой;
- вода попадает в тормозные колодки, что значительно ухудшит последующее торможение.
Особенно опасно движение во время дождя в темное время суток. Видимость в этих условиях практически нулевая, особенно при встречном разъезде с автомобилями.

Рекомендации:
- при первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких торможений и маневров;
- во время сильного дождя обязательно продолжайте движение с включенным ближним светом или противотуманными фарами - так другим водителям будет легче разглядеть ваше транспортное средство;
- приближаясь к попутным и встречным транспортным средствам, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле;
- появились сомнения в управляемости на мокрой дороге - снижайте скорость, осуществляя торможение двигателем;
- наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей, по возможности старайтесь увеличить дистанцию и боковой интервал;
- пред лужами снижаем скорость движения . Твёрдо держите руль обеими руками. Помните каждая лужа таит собой опасность (яма, неровности, и т.д.);
- потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется;
- на переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ - ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится;
- если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться;
- если принято решение переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите разведку. Небольшие лужи пропускайте между колесами;
- не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу - поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее - в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу.
4. Занос автомобиля

На скользкой дороге, ввиду малого сцеплениия колес, автомобиль теряет устойчивость управления, колеса могут буксовать. Для улучшения устойчивости автомобиля необходимо: плавно трогаться с места, делать разгон автомобиля и переключение передач только на прямых участках дороги, автомобиль стараться вести на повышенной передаче. Двигаться с малой и равномерной скоростью выбирая путь движения, чтобы дорога для правых и левых колес была одинаковой, избегать торможения и резкого поворота рулевого колеса, торможение должно осуществляться плавно.

Занос автомобиля на скользкой дороге может возникнуть:
- при торможении из-за блокировки задних колёс автомобиля. в этом случае водителю необходимо в первую очередь прекратить начатое торможение т.е. устранить причину заноса которая была вызвана торможением. И одновременно поворотом рулевого колеса в сторону заноса выровнять траекторию движения автомобиля. Действия водителя по устранению заноса на переднеприводных и заднеприводных автомобилях разные. Занос автомобиля всегда происходит за счет набегания задних колёс на передние, поэтому для вывода автомобиля из -заноса на переднеприводном автомобиле необходимо слегка увеличить обороты двигателя тем самым передние колёса потянут за собой задние устраняя занос. На заднеприводном автомобиле наоборот необходимо убрать обороты двигателя слегка притормозив не выключая передачу и не выжимая сцепления;
- из-за резкого поворота рулевого колеса. В этом случае необходимо быстро но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса и не дожидаясь прекращения заноса, опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения. Пользоваться тормозами в этом случае не рекомендуется;
- при резком ускорении движения автомобиля. В данной ситуации в первую очередь необходимо устранить причину заноса, т.е. уменьшить обороты двигателя.

Водитель помни, что у заднеприводного автомобиля при увеличении скорости на повороте из-за набегания задних колес на передние произойдет занос автомобиля. В этом случае целесообразно уменьшить подачу топлива, не вызывая резкого торможения двигателм, и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Торможение при заносе только ухудшает ситуацию.

У переднеприводного автомобиля при торможении на повороте целесообразно слегка увеличить подачу топлива, не вызывая пробуксовки передних колес, и дальнейшим поворотом рулевого колеса скорректировать направление движения автомобиля.

Боковой занос автомобиля может возникнуть при следующих условиях: при резком нажатии на педаль тормоза, особенно на скользкой дороге, при прохождении поворотов и закруглений при резком увеличении скорости, резком повороте рулевого колеса. При попадании одной стороны колес на не укреплённую влажную или скользкую дорогу, прирезком торможении или резком разгоне автомобиля, из-за разности износа протектора шин, разного давления в шинах.

Для устранения причины заноса колес передней оси необходимо поворачивать рулевое колесо в сторону, противоположную заносу, а при заносе колес задней оси в сторону заноса. водитель будь бдителен и внимателен на скользких участках дорог, не превышай скоростной режим.
5. Обгон и встречный разъезд

Обгон является сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от водителя хорошего глазомера, умелого расчёта и строгого выполнения правил обгона. Перед обгоном необходимо быстро проанализировать дорожную обстановку, уяснить, почему передний автомобиль замедлил движение, и убедится, что впереди на полосе движения достаточно места и обгон не создаст помех другим участникам движения.

Для обеспечения безопасного обгона нужно:
- располагать полной видимости пути на весь участок обгона то есть видимость дороги должна быть максимальной для совершения обгона;
- не иметь ни каких препятствий, в том числе и встречных транспортных средств, а также попутного, следующего сзади по параллельной полосе
- не пытайтесь совершать обгон на подъёме и при ограниченной видимости дороги (повороты, изгибистый рельеф, перед спуском, и т. д.);
- при наличии предупреждающих знаков о наличии впереди перекрёстка от обгона лучше отказаться, даже если этот маневр разрешен Правилами;
- не обгонять цепочкой друг за другом по полосе встречного движения;
- перед обгоном увеличивайте скорость, для более быстрого завершения обгона;
- не выезжайте резко на полосу для обгона и после завершения плавно возвращайтесь в свой ряд, при резком повороте руля для выезда и въезда назад в свой ряд возможен занос и опрокидывание автомобиля, столкновение с обгоняемым транспортом;
- при обгоне справа у вас всегда будет ограничена видимость полосы движения и там могут оказаться пешеходы, стоящий транспорт и другие препятствия;
- при обгоне слева возникает опасность столкновения со встречным транспортным средством особенно на узких участках дорог.

При условии если у вас появилась возможность для обгона сильно не сближайтесь с автомобилем так как это позволит вам:
- видеть, что происходит на встречной полосе движения по которой вы собираетесь совершать обгон;
- иметь достаточную дистанцию до обгоняемого автомобиля при его маневрированиях, у вас всегда будет время на принятие ответных действий.

Следует помнить, что необходимо точно рассчитать затраченное время для обгона а также учитывать скорость и возможности вашего автомобиля по ускорению движения. Не следует начинать обгон при малой разнице в скоростях, так как маневр может затянуться и вы создадите помехи другим участникам движения.

Перед началом обгона включить указатель поворота, а в тёмное время суток, при отсуствии встречного движения, просигнализировать переключением света фар, переключитесь на пониженную передачу для увеличения мощности двигателя. Перед завершением обгона включить указатель поворота, совершить опережение, посмотреть в зеркало заднего вида и, увидев автомобиль, занять свою полосу движения.

Не рекомендуется производить обгон при наличии вблизи пешеходов, идущих в попутном направлении, в конце подъёма, на крутых поворотах с ограниченной видимостью дороги.
В случае если вас обгоняет автомобиль продолжайте движение с прежней или меньшей скоростью, не препятствуйте обгону. Помните, неправильно выполненный обгон ведёт к тяжёлым ДТП: столкновению со встречным автомобилем, опрокидыванию, наезду на пешеходов или на другие препятствия.
6. Что делать, если отказали тормоза

Представьте себе ситуацию: автомобиль едет на большой скорости, вам надо остановиться, нога жмет педаль тормоза, а скорость не падает. Отказ тормозов - кошмар для любого автомобилиста. Последствия такой поломки страшно даже представить. Большинство предпочтет даже не думать об этом, развести руками и сказать, мол, "со мной такого не произойдет". Как говорится, блажен тот, кто верует. Но стоит знать, что даже в ситуации с отказавшими тормозами есть несколько способов остановить автомобиль. Конечно, не факт, что вы сможете быстро и своевременно погасить скорость, а машина не пострадает - все зависит от конкретной ситуации и дорожных условий, но, возможно, они помогут спасти вам жизнь.

Если вы после нескольких нажатий убедились, что педаль тормоза оказалась бесполезной, то начинайте снижать скорость "тормозя движком", последовательно переходя на более низкие передачи. Наиболее эффективно этот прием можно осуществить на автомобилях с механической коробкой передач. Если у вас времени мало, скорость большая, то попробуйте ударное включение пониженных передач, проскакивая, например, с пятой на третью передачу. Двигатель взвоет, но машина будет замедляться.

То же самое можно делать с меньшей эффективностью на автомобилях с автоматической трансмиссией, перейдя в ручной режим. Правда, в этом случае электроника будет беречь коробку и не станет ударно включать пониженные передачи, сколько бы вы ни жали на рычаг. Те, у кого на автомобилях стоит "автомат" постарше и не имеет ручного переключения передач, можно посоветовать перевести селектор из положения "D" в положение "2", а затем "1", чтобы хоть как-то сбросить скорость.

Способ торможения двигателем особенно полезен при движении по горным или скользким дорогам. При езде по серпантину, когда подъемы регулярно чередуются со спусками и поворотами, особенно полезно гасить скорость, переходя на пониженные передачи, чтобы тормоза не перегрелись и не потеряли свою эффективность. Зимой же вы тем самым застрахованы от блокировки колес на скользкой поверхности. Советуем вам отработать этот навык.

Обязательно включите аварийную световую сигнализацию, мигайте дальним светом, жмите на клаксон - вас должны видеть и слышать - таким образом вы привлечете к себе внимание. Окружающие должны понять, что у вас что-то случилось и им следует быть крайне осторожными. Если в машине с вами сидят пассажиры, есть время, то можно попробовать воспользоваться еще "аэродинамическим тормозом", создав воздушное сопротивление с помощью открытых дверей. Пусть мелочь, но в бое за жизнь все средства хороши. Главное, чтобы вы и пассажиры были обязательно пристегнуты, а обстановка позволяла открыть и придержать так некоторое время двери.

Первый способ призван сбавить скорость, но для полной остановки он не годится - пока работает двигатель, а его крутящий момент передается на колеса, автомобиль будет ехать. В этом случае полезно будет воспользоваться стояночным тормозом. Удерживайте его рукой в незафиксированном положении, нажимая большим пальцем на кнопку фиксатора. Постепенно оттягивайте его вверх, чтобы усилие нарастало плавно. Будьте внимательны: если задние колеса заблокируются, то может возникнуть угроза заноса. В этом случае его стоит немного отпустить.

Еще один способ торможения уже связан с порчей собственного транспортного средства, когда вы будете сбавлять скорость посредством притирания автомобиля к различным поверхностям. С наименьшими последствиями это можно сделать, притираясь колесами к высокому бордюру. Никто не гарантирует, что покрышки и диски выживут после такого обращения, но это все же лучше, чем врезаться. Известен случай, когда "Москвич" с отказавшими тормозами успешно добрался из Москвы до Ялты - за рулем сидел каскадер, который эффективно осаживал машину на крымском серпантине, прижимаясь к бордюру. Если же высокий бордюр отсутствует, а есть рядом стена, отбойник, снежный бруствер, кусты, валуны или еще что-то подобное, пользуйтесь и этим. Придется жертвовать деталями кузова, но лучше так, чем жизнью.

Когда ситуация кажется безвыходной, то есть и еще один радикальный способ затормозить. В этом случае вы, как минимум, поломаете коробку передач. На ходу поворачиваем замок зажигания так, чтобы двигатель заглох, но руль не заблокировало, и ставим первую передачу.

Если скорость осталась высокой, но есть возможность избежать лобового удара, то обязательно пользуйтесь этим. Съезжайте на обочину, в кювет, деревянный забор и т.д. - это безопаснее. Особенно хорошо, если рядом есть кусты или снежный вал - они не только станут хорошим "тормозом", но и смогут максимально смягчить столкновение с ними. Обычно на горных серпантинах и перевалах существуют так называемые улавливающие карманы - отворачивающие от трассы тупики - специальные площадки для экстренной остановки транспорта. Обычно они существуют в местах затяжных спусков, куда может съехать автомобиль с отказавшими или перегретыми тормозами, а их места отмечены специальными дорожными знаками.

Все вышеперечисленные приемы эффективны лишь в том случае, если вы держите безопасную и большую дистанцию до впередиидущего транспорта, когда у вас есть время и место, чтобы заставить автомобиль остановиться. Большинство водителей за рулем пытаются мерить дистанцию на глазок привычными метрами. Однако не у всех отличный глазомер и восприятие скорости, которое также искажает расстояние. Поэтому советуем вам измерять дистанцию не в метрах, а в секундах! Да-да, во время езды измеряйте расстояние с помощью временных отрезков - так учат в школах защитного вождения.

Согласно статистике, при езде минимальной безопасной дистанцией является расстояние в три секунды. Первая секунда - осознать, что впередиидущая машина начала сбавлять ход, вторая - привести тормозные механизмы в действие и третья - собственно ваш процесс торможения. Чем больше у вас в запасе будет этих секунд, тем лучше. А измерение проводится следующим образом. Во время езды запечатлейте момент, когда движущийся впереди вас автомобиль проехал, скажем, мимо дорожного знака, светофора, фонарного столба, стоящей машины, дома и т.д. Затем начинайте отсчет. Когда вы на своей машине достигнете, например этого же дорожного знака, то полученный временной отрезок и будет вашей дистанцией в секундах. Легко и просто.
7. Характерные ДТС водителю на заметку

ДТП часто совершаются при возникновении критических ситуаций, правильный выход из которых требует от водителя мастерства, собранности и готовности в любой момент принять единственно правильное решение. Приведем наиболее характерные критические дорожно-транспортные ситуации, рекомендуемые действия водителя в них. В местах, где возможна встреча с пешеходами, велосипедистами или животными, снизьте скорость, придерживайтесь ближе к левой стороне полосы движения и в случае необходимости будьте готовы к быстрому торможению. Следите за дорожными знаками, предупреждающими о появлении возможной опасности.

При наличии транспортных средств на смежных полосах движения старайтесь раньше заметить признаки их возможного маневрирования. Существует много факторов, которые могут вынудить транспортное средство, движущееся во встречном направлении, пересечь осевую линию и выехать на полосу вашего движения:
- техническая неисправность автомобиля;
- плохая видимость;
- отклонение от курса движения во избежание наезда на пешехода;
- неисправности дороги или препятствия на проезжей части;
- неверное определение скорости и положения своего автомобиля на проезжей части, где встречный водитель может попытаться совершить небезопасный обгон.

Когда встречное транспортное средство неожиданно выезжает на вашу полосу движения, для избежания столкновения или снижения тяжести и последствий ДТП могут наиболее успешными быть маневр уклонения. Маневр уклонения наиболее приемлем для предотвращения и уменьшения тяжести неизбежного столкновения. Чтобы избежать столкновения со встречным транспортным средством, не покидая проезжей части, быстро снизьте скорость, подайте звуковой сигнал, и помигайте светом фар для предупреждения встречных транспортных средств о потенциально опасной ситуации. Если встречное транспортное средство не может возвратиться на свою полосу движения, примените экстренное торможение, если пространство впереди позволяет. Если места для экстренной остановки недостаточно, выберите на дороге участок для маневра уклонения в правую сторону по ходу движения. Если невозможно избежать столкновения с каким-либо объектом, быстро выберите сравнительно мягкий, пружинящий объект, например: кустарник, дорожный знак (а не жесткий - типа опор моста, крупных деревьев или металлических стоек). Снижая скорость экстренным прерывистым или ступенчатым торможением, направьте автомобиль в сторону обочины, вплоть до съезда в кювет, если будет недостаточно тормозного пути. Как показывает практика, в критических ситуациях для избежания возможного столкновения любой съезд с дорожного полотна на обочину, даже с угрозой опрокидывания автомобиля, является более предпочтительным с точки зрения безопасности пассажиров. Лучший способ избежать бокового столкновения - наблюдать за проезжающими сбоку транспортными средствами при движении в местах пересечения транспортных потоков.

Если вы поздно заметили транспортное средство, приближающееся сбоку, и возникла критическая ДТС, то можно снизить скорость и остановиться или увеличить скорость, или уклониться. Замедление движения или остановка, когда это позволит приближающемуся транспортному средству проскочить вперед, является наиболее безопасным действием, которого следует придерживаться всем водителям независимо от того, кто имеет преимущество первоочередного проезда. Если автомобиль, движущийся сбоку, неожиданно появляется прямо перед вами, единственный способ избежать столкновения - отклониться в сторону от приближающегося транспортного средства. Хотя такой способ может и не предотвратить столкновения, но он значительно смягчит удар.

Для правильного и своевременного выполнения маневров по уклонению от столкновения водитель должен приобрести некоторые специальные навыки поведения в критических ДТС. Обычно водители применяют тормоза при первом намеке на опасность. Хотя тормоза и эффективны во многих случаях, однако торможение может заблокировать колеса и привести к потере контроля за рулевым управлением, делая невозможным уклониться в сторону для избежания столкновения. Следует выработать в себе навык подавления интуитивного торможения в ситуациях, где необходимы маневры уклонения от столкновения.

Самоанализ собственных действий с последующей тренировкой ответных действий на свободной тренировочной площадке позволяет водителю интуитивно определять:
- свободен ли возможный путь отклонения;
- достаточно ли расстояние, необходимое для проезда автомобиля;
- можно ли за пределами проезжей части управлять автомобилем;
- каково расстояние, необходимое для остановочного пути автомобиля.

Способность быстро выделять эти особенности в ДТС свидетельствует о высшем уровне развития навыков профессионального мастерства водителя.
8. Закончился бензин

До заправки остается несколько километров, но двигатель глохнет, закончился бензин. Стоять с поднятой рукой - это тоже, что ждать у моря погоды. Бросать машину и с канистрой или бутылкой топать к заправке - опасно, разграбить машину, дело нескольких секунд. Не отчаивайтесь, в баке как правило остается всегда 3-4 литра бензина. Возьмите презерватив или воздушный шарик, любой крепкий полиэтиленовый пакет, залейте туда около литра любой жидкости (можно например взять воду из бачка омывателя), завяжите прочно отверстие импровизированной емкости, оставив прочный конец веревки длиной около метра, и очень аккуратно, чтобы не повредить оболочку, опустите данное сооружение в бензобак через заливную горловину. Свободный конец закрепите за крышку бензобака. Уровень бензина поднимется и подкачав бензин в карбюратор запускайте двигатель. На ближайшей заправке останется только аккуратно извлечь это сооружение из бака.
9. Сел аккумулятор

Если где-то в дороге у вас неожиданно сел аккумулятор и помощи ждать неоткуда, легковой автомобиль легко завести и самому, без применения "кривого стартера". Для этого с помощью домкрата необходимо вывесить одно из ведущих колес - передний привод - переднее, у заднеприводных автомобилей - заднее. Затем включите вторую передачу, подсос и зажигание. Резким движением крутаните вывешенное колесо, даже не сильному человеку это удается довольно легко. Как правило двигатель запускается с первой попытки, причем, чем больше остыл двигатель, тем лучше запуск. Как только двигатель заработал, немедленно выключите передачу, после чего, пока двигатель прогревается можно убрать домкрат. Естественно, перед таким запуском необходимо что-либо подложить под колеса автомобиля, чтобы он случайно не уехал. Для переднеприводных машин зачастую достаточно включить ручной тормоз.
10. Запуск двигателя зимой

Если вы постоянно ездите зимой, то в сильные морозы можно значительно облегчить пуск двигателя после ночной стоянки.

Совет прост: вечером, разбавить бензином моторное масло. Для любой машины среднего класса вполне хватает 200 - 250 см3 бензина. Для этого надо залить бензин в масляную горловину еще на горячем двигателе и на 10 - 12 секунд включить стартер, чтобы бензин и масло хорошо перемешались. Даже при сильных морозах на разбавленном масле двигатель запускается очень легко. Процедура не вредна для мотора, так как по мере его разогрева бензин из масла испаряется, не оставляя в нем никаких следов.


Предыдущая статья: Высоковольтные провода зажигания. Подключение и устройствоОглавлениеСледующая статья: Полезные советы автомобилистам. Часть II